4 декабря 2024г., в 14.00 час, состоялось заседание Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК на тему «НАЛОГИ И ЦЕНЫ НА МОТОРНЫЕ ТОПЛИВА: СКОЛЬКО ВЫДЕРЖИТ РОССИЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ».
Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК счел необходимым продолжить обсуждение темы налогообложения нефтяной отрасли (заседание Комитета от 24 марта 2023 г.) в связи с тем, что получает многочисленные обращения потребителей по поводу роста цен на моторные топлива. К участию в заседании приглашены представители Федерального собрания – депутаты и сенаторы, Минфина РФ, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, ФАС, ПАО «Роснефть», ПАО «Татнефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Сургутнефтегаз», независимых добывающих компаний, независимых НПЗ и АЗС, профильных ассоциаций и институтов РАН, а также российских независимых экспертов и ассоциаций.
На заседании Комитета сделан анализ, почему и по каким обстоятельствам не происходит снижения цен на различные топлива, несмотря на усилия правительства. А также рассмотрены следующие темы:
— налоговые новации в нефтяной отрасли в 2024 году;
— есть ли альтернатива «налоговому маневру»?;
— почему нет российских ценовых индикаторов на рынке углеводородов?;
— расширение периметра проектов по налогу на дополнительный доход (НДД);
— стимулирование добычи сверхвязкой и высоковязкой нефти.
Для компенсации негативных последствий «Налогового маневра» {(обнуление экспортных пошлин и резкий рост НДПИ), согласно которому основная налоговая нагрузка перенесена с внешнего потребителя (экспорта) на потребителей России, был навязан России ВТО с целью устранение конкурентных преимуществ национальных производителей углеводородов} Минфин РФ предложил громоздкую и сложную систему обратных акцизов и топливных демпферов (выплата из бюджета нефтяным компаниям только по топливному демпферу составила в 2023 году 1,6 трлн. руб., в 2022 г. — 2,2 трлн. руб.). Также, повышая налоги для наполнения бюджета, правительство тем самым повышает и цены на моторные топлива, рост которых транслируется на всю экономику России. Получается замкнутый круг: спасая бюджет – убивается экономика. Так только рост акцизов на авто бензины за последние 5 лет составит около 39% (2019 г. – 12314 руб./тонну, на 1.01.2025 – 17088 руб./тонну), на дизельное топливо – 42% (2019 г. – 8541 руб./тонну, на 1.01.2025 – 12 120 руб./тонну). Особенно сложная ситуация с ценами на авиатопливо, которые давно превысили 80 тыс. руб. за тонну.
За прошедшие 2 с лишним года, несмотря на поручение Президента РФ и пересмотр международных соглашений, кардинально ничего не изменилось. Не удалось создать систему российских ценовых индикаторов.
Правительство пересматривает программу развития национальной экономики, в основе которой должна лежать модель высокого потребительского спроса на внутреннем рынке. Для обсуждения поправок в программу развития необходим продуктивный диалог правительства и гражданского общества и Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК готов стать площадкой для такого диалога.