Новости
Заседание Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ
12.12.2024

4 декабря 2024г., в 14.00 час, состоялось заседание Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК на тему «НАЛОГИ И ЦЕНЫ НА МОТОРНЫЕ ТОПЛИВА: СКОЛЬКО ВЫДЕРЖИТ РОССИЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ».

Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК счел  необходимым продолжить обсуждение  темы налогообложения нефтяной отрасли (заседание Комитета  от 24 марта 2023 г.) в связи с тем, что  получает многочисленные обращения потребителей по поводу роста цен на моторные топлива. К участию в заседании приглашены представители Федерального собрания – депутаты и сенаторы, Минфина РФ, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, ФАС, ПАО «Роснефть», ПАО «Татнефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть», ПАО  «Сургутнефтегаз», независимых добывающих компаний, независимых НПЗ и АЗС, профильных ассоциаций и институтов РАН, а также российских независимых экспертов и ассоциаций.

    

На заседании Комитета  сделан  анализ, почему и  по каким обстоятельствам  не происходит снижения цен на различные топлива, несмотря на усилия правительства.  А также  рассмотрены  следующие  темы:

— налоговые новации в нефтяной отрасли в 2024 году;

— есть ли альтернатива «налоговому маневру»?;

— почему нет российских ценовых индикаторов на рынке углеводородов?;

— расширение периметра проектов по налогу на дополнительный доход (НДД);

—  стимулирование добычи сверхвязкой и высоковязкой нефти.

   

Для компенсации негативных последствий  «Налогового маневра» {(обнуление экспортных пошлин и резкий рост НДПИ), согласно которому основная налоговая нагрузка перенесена с внешнего потребителя (экспорта) на потребителей России, был навязан России ВТО с целью устранение конкурентных преимуществ национальных производителей углеводородов} Минфин РФ предложил громоздкую и сложную систему обратных акцизов и топливных демпферов (выплата из бюджета нефтяным компаниям только по топливному демпферу составила в 2023 году 1,6 трлн.  руб., в 2022 г. — 2,2 трлн. руб.).  Также, повышая налоги для наполнения бюджета, правительство тем самым повышает и цены на моторные топлива, рост которых транслируется на всю экономику России. Получается замкнутый круг: спасая бюджет – убивается  экономика. Так только рост акцизов на авто бензины за последние 5 лет составит около 39% (2019 г. – 12314 руб./тонну, на 1.01.2025 – 17088 руб./тонну), на дизельное топливо – 42% (2019 г. – 8541 руб./тонну, на 1.01.2025 – 12 120 руб./тонну). Особенно сложная ситуация  с ценами на авиатопливо, которые давно превысили 80 тыс. руб. за тонну.

За прошедшие 2  с лишним года, несмотря на поручение Президента РФ и пересмотр международных соглашений, кардинально ничего не изменилось. Не удалось создать систему российских ценовых индикаторов.

Правительство пересматривает программу развития национальной экономики, в основе которой должна лежать модель высокого потребительского спроса на внутреннем рынке. Для обсуждения поправок в программу развития необходим продуктивный диалог правительства и гражданского общества и Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК готов стать площадкой для такого диалога.

 

Добавить комментарий