50900 специалистов для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности — такое количество выпускников Уфимского нефтяного вуза фигурировало в сборниках, выпущенных к 50-летию УГНТУ. За этим числом стоит огромный труд коллектива, отправлявшего своих питомцев на самые важные участки топливно-энергетической отрасли страны. С первых шагов существования учебного заведения его руководители обращали пристальное внимание на процесс подготовки студентов к их завтрашней миссии — быть мозговым центром, организаторской верхушкой на производстве или в исследовательских учреждениях, а это значит, что учебно-методическая деятельность в вузе должна быть поставлена на серьезный уровень. Учебно-исследовательская работа студентов должна быть включена в учебные планы специальностей. Уже на первых курсах объясняли, как правильно оформлять чертежи и сопроводительные документы; на каждой кафедре в хоздоговорах определенная сумма выделялась для оплаты работы студентов. Это было столь же обязательным, как и научно-исследовательская работа студентов, которая проводилась в СтудНИИ, СНИЛах, о чем упоминалось выше. Успехи в учебе студентов Уфимского нефтяного не раз отмечались на союзном уровне, например, в выступлении министра высшего образования на Всесоюзном совещании работников высшей школы в Кремле в 1973 году, на встрече студентов социалистических стран в Москве в 1975 году, где УНИ представлял ленинский стипендиат Фоат Ахметов.
Назначение А. И. Спивака ректором придало учебной работе новый импульс. Во многом способствовало совершенствованию учебного процесса содружество семи нефтяных вузов, которое сложилось под эгидой ректора Московского института им. И. М. Губкина, профессора Владимира Николаевича Виноградова. Постоянное сотрудничество руководителей вузов Москвы, Уфы, Баку, Тюмени, Ивано-Франковска и других с обменом опытом внутри профильного «семилистника» рождало новые идеи — в частности, привело к разработке комплексной системы управления качеством подготовки специалистов.
В 1980 году число студентов в нефтяном значительно увеличилось, поэтому масштабная и многоплановая учебная деятельность нуждалась в координирующей и управляющей структуре. Тогда и было создано учебнометодическое управление (УМУ). В книге «Уфимский государственный нефтяной технический университет. Пятьдесят лет» четко сформулирована задача, которая была поставлена в начале 80-х перед УМУ: «совершенствование системы управления учебным процессом, обеспечение его учебно-методическими материалами, внедрение новых технологий обучения, анализ и обобщение опыта работы других вузов».
Эдуард Андреевич Щеглов, который с 1973 по 1979 год был деканом нефтехимического факультета, а с 1979-го по 88-й возглавлял институтское учебно-методическое управление, вспоминает, как дружно трудились «в одной упряжке» проректор по учебной работе Юрий Михайлович Малышев, отвечавший за учебный сектор в парткоме Урал Булатович Имашев, который впоследствии стал проректором по учебной работе, а также начальник учебной части Фердинанд Шайхиевич Забиров, начальник вычислительного центра Анатолий Николаевич Лизунов, Сергей Камолов из отдела технических средств обучения.
В управление на общественных началах входили, несмотря на занятость у себя на кафедрах и факультетах, Тихон Павлович Филадельфов, Виктор Александрович Палагушкин, Гоерун Качперунович Аязян, Алексей Савельевич Зац, в методический совет — ведущие профессора, среди которых особенно активны были Виктор Федорович Новоселов и Борис Константинович Марушкин. Тихон Павлович Филадельфов был начальником учебнометодического отдела управления и одновременно председателем методсовета, энергии его хватало на все. В институте появилась автоматизированная система управления (АСУ) — по разным видам учебной деятельности: например, «АСУ — сессия», «АСУ — текущий контроль» с использованием ЭВМ.
Единый график учебного процесса позволил перейти на односменную учебу студентов, составлять планы равномерной их занятости в семестрах с учетом трудоемкости и сроков сдачи курсовых работ, проектов и прочих заданий. Существовал единый координационный план научно-исследовательских работ преподавательского состава по различным проблемам высшего образования. Его выполнение координировал и внедрял в практику лучшие разработки научно-методический отдел УМУ и включенная в его состав предметная комиссия инженерной педагогики и психологии. Много сил и энергии отдавала работе в УМУ председатель педагогического общества института, доцент Анна Самойловна Голубова.
Преподаватели докладывали о результатах методических исследований на научных конференциях, ежегодно проводимых в Уфе и в тех городах, с нефтяными вузами которых УНИ тесно сотрудничал. Вот несколько тем из координационного плана научно-исследовательских работ УНИ по проблемам высшего образования на 1981–85 гг.: «Активизация познавательной деятельности на аудиторных занятиях; логический анализ и структурирование учебного материала» — профессор Б. В. Клименок и сотрудники кафедры физической химии; «Разработка психолого-педагогических основ, обобщение опыта и внедрение деловых игр» — профессор В. Е. Тищенко, кафедра экономики и управления нефтяной и газовой промышленности; «Исследование творческой активности студентов и выпускников вуза» — доценты И. Р. Кузеев, Л. Н. Латышев, преподаватель А. А. Махов. Такая большая занятость преподавателей и научной, и учебной, и методической деятельностью родила полуанекдот-полубыль, которую вспоминает Рудольф Николаевич Хлесткин. Приняв экзамен у всей группы, усталый преподаватель пошел в общежитие, чтобы принять экзамен у студентки, сломавшей ногу. Пока она готовилась, он, бедный, задремал. Она начала отвечать, а он спит. Ответив на первый вопрос, студентка костылем стукнула по подоконнику, тот проснулся: «Хорошо, приступайте ко второму вопросу». Она не растерялась: «Так я уже ответила». Он: «Да? Пять!».
В архиве Э. А. Щеглова хранятся две книжечки с тезисами докладов межвузовских научно-методических конференций за 1984 и 1986 годы, организаторами которых названы Министерство высшего и среднего образования РСФСР и Уфимский нефтяной институт. Одна из этих конференций рассматривала «Пути совершенствования управления качеством учебного процесса», другая посвящена теме «Планирование, организация и управление межсессионной работой студентов». В каждой представлено до ста докладов, причем из десятков вузов — Грозненского нефтяного, Ухтинского индустриального, Кубанского медицинского, Воронежского лесотехнического, Дальневосточного технического рыбной промышленности, Каунасского политехнического, Волгоградского инженерно-строительного, Ивано-Франковского нефти и газа, Саратовского политехнического, Московского имени И. М. Губкина, не говоря уж о целом цикле работ ученых УНИ и других башкирских вузов.
В марте 1987 года в УНИ прошло выездное заседание коллегии Минвуза РСФСР, обсудившее задачи вузов по перестройке высшего образования. Институт мгновенно реагировал на все научные и производственные новшества. Например, экономический факультет в 1972 году стал готовить студентов по специальности, востребованной временем: «Математическое обеспечение АСУ и ЭВМ», что потребовало перестройки в работе кафедры экономики и управления нефтяной и газовой промышленности. Вводились новые дисциплины, пересматривались учебные планы, в результате произошла реорганизация кафедры. Она разделилась на две самостоятельные выпускающие кафедры: одну возглавил профессор Юрий Михайлович Малышев, другую — профессор Виктор Елисеевич Тищенко. При этом обе кафедры сохранили тесное сотрудничество и взаимодействие в решении учебно-методических и научных задач.
Углубленная учебно-методическая работа способствовала качественному обучению будущих инженеров, ежегодный выпуск которых — свыше полутора тысяч — распределялся по всем нефтегазовым и нефтеперерабатывающим районам — от Калининграда до Сахалина, от Ямала до Туркмении. Забегая вперед, можно отметить плодотворность и эффективность самой идеи создания учебно-методического управления, которое по сей день продолжает успешно решать уже новые задачи современного высшего образования и осуществлять контроль за их организацией в учебном процессе. Продолжалось в 70-е–80-е годы и еще одно важнейшее направление образовательной деятельности УНИ — повышение квалификации специалистов. Для них при некоторых кафедрах действовали своеобразные школы консультаций. Например, с 1978 по 1987 год на кафедре химии существовал факультет повышения квалификации для преподавателей химии в техникумах, да и позже сотрудники этой кафедры постоянно читали лекции в институте усовершенствования учителей и на методических семинарах школьных педагогов.
В институте уделяли большое внимание подготовке абитуриентов к поступлению на свои специальности. Рим Сабирович Мусавиров стал деканом малого факультета, куда поступали старшеклассники, и приметить среди них будущих толковых студентов не составляло труда, как и выявить способных ребят через заочную физико-математическую школу. Проблемы с набором были на технологическом факультете, где требовались юноши, а туда шли девочки-отличницы. Новые формы работы со школьниками давали возможность заинтересовать технологическими инженерными специальностями именно мальчиков, которые впоследствии успешно конкурировали по численности на этом факультете со «слабым полом». Кстати, многие старшеклассники, которые учились тогда на малом факультете, не только стали образцовыми студентами, но пополнили в дальнейшем научные и преподавательские кадры вуза. Среди таких, к примеру, профессор Владимир Викторович Зорин, ныне заведующий кафедрой биохимии и технологии микробиологических производств.
Хотелось бы еще раз напомнить о развитии филиалов в городах республики. Так, к 1975 году в г. Октябрьском количество студентов по всем формам обучения достигло 1200, а ежегодный прием составил 275 человек. Преподавательский состав пополнился выпускниками УНИ и специалистами с туймазинских нефтяных предприятий. К слову, почти весь инженерный состав НГДУ «Туймазанефть» — выпускники Октябрьского филиала. Руководили Октябрьским филиалом в разные годы (до университетских лет) Б. В. Курынин, Н. Я. Комаров, А. И. Верясев, Ю. В. Крючков, Н. Г. Шакуров, Ю. П. Скворцов, А. Г. Зарипов. Стерлитамакский филиал с 1986 года возглавил доктор химических наук, профессор Игорь Хуснутович Бикбулатов.
Начало становлению Салаватского филиала положил первый его директор — кандидат экономических наук, доцент Ахняф Гареевич Арсланов. С 1984 года филиал возглавил профессор Руслан Борисович Измайлов. Здесь была внедрена система рейтинговой оценки знаний студентов, что способствовало регулярному контролю за учебой в течение семестра.
Массовая подготовка иностранных студентов началась в УНИ с сентября 1985 года, когда прибыли 32 кубинца по направлению Минвуза СССР. В дальнейшем целевая подготовка инженеров-нефтяников для Кубы была юридически оформлена, и ежегодно в УНИ зачислялись от 35 до 52 человек.
Когда с 1986 года контингент иностранцев стал пополняться молодыми гражданами стран Латинской Америки, Африки, Азии, Индии, Пакистана, Китая, Турции и других, то кроме дипломов тем, кто успешно завершил программу спецкурса «Методика преподавания русского языка как иностранного», было выдано 115 свидетельств с правом преподавать за рубежом русский язык на начальной стадии обучения. Увеличение числа иностранных студентов и аспирантов потребовало создания в 1986 году специального деканата, который по ноябрь 1990 года возглавлял доцент Михаил Константинович Рогачев. Для организации обучения русскому языку, ознакомления с культурой и обычаями страны была создана предметно-методическая комиссия, преобразованная в 1988 году в кафедру русского языка как иностранного. Ее руководителем стала Набиря Галихановна Вильданова (Набиева), которая прошла курсы повышения квалификации в Москве и Ленинграде. Были приобретены аудио- и видеоматериалы, учебники, программы, технические средства обучения. И преподаватели, привлекавшиеся к работе с иностранными студентами, и многие сотрудники других кафедр в 80-е–90-е годы проходили стажировку и обучение в зарубежных вузах и учебных центрах США, Франции, Австрии, Германии, Финляндии, Венгрии и других стран, принимали участие в десятках конференций, форумов, симпозиумов за рубежом. В 1987 году была составлена программа научного и учебно-методического долгосрочного сотрудничества между УНИ и Высшим технологическим институтом «Карл Шорлеммер» в Магдебурге.
Совершенствование учебного процесса требовало постоянного укрепления материальной базы, дооснащения более современным оборудованием, полной компьютеризации, улучшения условий труда, учебы, быта. Ректорат не только не упускал этих вопросов из поля зрения, но решал их планомерно и настойчиво. К примеру, довольно «молодые» специальности инженеров-геофизиков (первый выпуск был в 1988 году) и инженеров-геологов (первый выпуск — в 1990 году) потребовали самых совершенных технических средств обучения и увеличения времени для работы студентов в дисплейных классах. В институте работает телевидение, которое проводит цикл консультаций ведущих преподавателей по различным дисциплинам.
В архивных документах 1988 года находим следующие записи: «Завершено оборудование лаборатории САПР. Количество ЭВМ — 169. Дополнительно открыто три дисплейных класса. В учебный процесс введен тренажер на кафедре бурения. Создано 4 филиала кафедр на производстве и 2 учебно-научно-производственных комплекса. Проведена очередная межвузовская научно-методическая конференция «Совершенствование обучения в вузе». В 1990-м продолжается эксперимент по блочно-цикловому методу обучения, внедрению промежуточных сессий, деловых игр, применению АОС и ЭВМ, тренажеров и рейтинговой системы текущего контроля знаний. И еще одна цитата из книги, выпущенной к 50-летию УГНТУ: «Конец восьмидесятых — начало девяностых годов отмечены бурной компьютеризацией всех сфер деятельности вуза, прежде всего учебного процесса и научных исследований. Открыта кафедра вычислительной техники и инженерной кибернетики, в учебные планы всех специальностей введено изучение микропроцессорной техники».
Александр Иванович Спивак, великолепно помнивший все стройки, что велись для расширения и укрепления Уфимского нефтяного вуза, перечислял те из них, которые поднимали настроение людей, облегчали их жизнь, оставляя больше времени на творческую работу и учебу. Это столовая на 320 мест и клуб в спортлагере (СОЛУНИ) на Павловке, 64-квартирный жилой дом для сотрудников, 9-этажка для преподавателей, 14-этажный дом на проспекте Октября, в котором жилплощадь получили более 120 семей. В 1976 году в общежитиях студгородка разместили комбинат бытового обслуживания с химчисткой, парикмахерской, фотосалоном, мастерскими по ремонту одежды и обуви, пунктом проката вещей. В 1979 году организовано общежитие для семейных студентов. В 1985 году сдано в эксплуатацию второе 12-этажное общежитие на стройфаке. В 1991 году создан культурно-бытовой комплекс, в 92-м году — общежитие ФПК по ул. Комарова, преобразованное в общежитие семейного типа, в 93-м приобретено и капитально отремонтировано здание детского сада.
С 1974 года начался эксперимент по организации льготного питания студентов. Это удалось осуществить благодаря созданию комбината питания, который объединил две столовые, 12 буфетов при общежитиях и в корпусах на 1000 посадочных мест. С 1960 по 80-й год его директором была Н. И. Таничева, а заведовала производством мастер-повар Н. А. Сенченко. С 1983 года эстафету заботы о студентах и преподавателях приняла отличник торговли РСФСР Галина Егоровна Кузнецова, а в столовой архитектурно-строительного факультета — Татьяна Николаевна Маркина. В 1982 году УНИ занял первое место в Республиканском смотреконкурсе вузов на лучшую организацию общественного питания.
Еще при ректоре В. Л. Березине были открыты поликлиника на 250 посещений и терапевтический стационар на 40 коек. Позже были оборудованы стоматологический, хирургический и физиотерапевтический кабинеты, открылась лаборатория. С 1972 года стали работать санатории-профилактории в головном институте, в Стерлитамакском и Салаватском филиалах.
В 1975 году профилакторий УНИ был признан лучшим среди вузов Российской Федерации, а в последующие несколько лет институт побеждает во Всесоюзном конкурсе вузов на лучшую организацию труда, быта и отдыха студентов.
Улучшение быта, особенно студенческого, в нынешние времена воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В 70-е, да и в 80-е годы, когда общий уровень жизни был не слишком высок, тогдашняя молодежь, учившаяся в нефтяном институте, оказывалась в более привилегированном положении, получая довольно значительные удобства и блага. Как вспоминает профессор Фарит Акрамович Агзамов, и сам он, приехавший из деревни Николо-Березовка вместе с приятелем поступать в Уфу в Нефтяной институт, и большинство его однокурсников, тоже выходцев из сельской местности, жили в общежитии по пять человек в комнате, старались учиться на 4 и 5, чтобы непременно получать стипендию — иначе было не прожить. Он устроился еще на полставки лаборантом, многие его товарищи поступали в пожарную охрану, где можно было сутки дежурить, а потом трое — учиться. Большинство ходило на разгрузку вагонов. Да и после окончания в 70-м году института ему было нелегко содержать молодую семью. Так что студенты тогдашние ценили и льготное питание, и путевки в профилакторий. «Все это говорю не в назидание, — заключает Фарит Акрамович, — а просто констатирую, что нынешним студентам живется легче, благополучнее, даже подрабатывать они могут на интеллектуальных должностях, не говоря уж о том, что за выпускников с нашей кафедры бурения, да и с целого ряда других, буквально «дерутся» нефтяные предприятия, сразу предоставляя им очень неплохую работу».
Завершая этот параграф, посвященный в основном организации учебно-методической деятельности, воспользуемся выводом, сделанным в книге к 50-летию вуза: «Творческое соединение учебного процесса с наукой в сочетании с последовательным комплексом научно обоснованных мероприятий воспитательного характера позволяло констатировать формирование на рубеже семидесятых — восьмидесятых годов целостной системы подготовки высококвалифицированных специалистов для ведущих народнохозяйственных отраслей, авторство которой несомненно принадлежит педагогическому коллективу Уфимского нефтяного института».